Книжный памятник XVIII века "Сочиненiя принадлежащiя къ грамматике вотскаго языка" (Санкт-Петербург, 1775). Предполагаемый автор – Вениамин
1. Сочинения принадлежащие к грамматике вотского языка. – Санкт-Петербург : Императорская Академия наук, 1775. – 113 с. – Ксерокопия. – Содерж.: Глава 1. О склонении ; Глава 2. О человеке ; Глава 3. О членах человеческих ; Глава 4. О земле ; Глава 5. О земледелии ; Глава 6. О овощах ; Глава 7. О пище ; Глава 8. О питии ; Глава 9. О древах ; Глава 10. О ползающих ; Глава 11. О летающих птицах ; Глава 12. О пчёлах ; Глава 13. О зверях ; Глава 14. О скоте ; Глава 15. О доме и вещах ; Глава 16. О воде и рыбе ; О именах прилагательных ; О именах числительных ; О склонении местоимений ; О спряжении глаголов ; Глагол существительный ; Глаголы ; Наречие ; О междометии ; О предлоге.
2. Первая научная грамматика удмуртского языка / Удмурт. науч.-исслед. ин-т истории, экономики, лит. и яз. при Совете Министров УАССР ; введение и примечания В. И. Алатырева. – Ижевск : Удмуртия, 1975. – [146 с.]. – В содерж.: Сочинения, принадлежащие к грамматике вотского языка. – С. 1-113.
3. The first votyak grammar : text in Russian / with an Introduction by Gyula Désy. – Bloomington : Indiana University, 1967. – 113, [XI] p. – (Indiana University Publications : Uralic and Altaic Series; Vol. 81). – Текст английский, русский, удмуртский. – This book is a photolithographic reproduction of the original, published in St. Petersburg, 1775. – В содерж.: Сочинения принадлежащие к грамматике вотского языка. – С. 1-113.
Речи преосвященного Вениамина – образцы ораторского искусства XVIII века
4. Вениамин (архиепископ Казанский). [Послание Вениамина, архиепископа Казанского, к своей пастве (1773–1774)] : [фрагмент] // Вестник Удмуртского университета. – 1995. – № 5. – С. 8-9. – Примеч.: см. в тексте статьи:
5. Вениамин (архиепископ Казанский). Речь приветственная на пришествие в Казань Всепресветлейшей благочестивейшей великой государыни императрицы Екатерины Алексеевны самодержицы Всероссийской, говоренная пред воротами первопрестольной соборной церкви благовещения синодальным членом преосвещенным Вениамином архиепископом казанским 26 мая 1767 года / расшифровка
6. Духовная церемония производившаяся во время всевожделеннейшего присудствия... Екатерины Вторыя в Казане, с приложенным при том Словом о несравненном великодушии августейшия императрицы... получившия благополучное от прививания оспы выздоровление [СПб.], при Имп. Акад. наук, 1769. 58 с. // Сводный каталог русской книги гражданской печати XVIII века, 1725–1800. – Москва, 1962. – Т. 1. – С. 320.
Из аннотации: "Сборник речей и стихотворений, присланных для напечатания в Академию наук архиепископом Вениамином (Пуцек-Григоровичем). В сборник вошли: "Речь" архиепископа Вениамина, <...> стихи и речи учеников Казанской семинарии на русском, латинском, греческом, марийском, чувашском, удмуртском, мордовском и татарском языках <...>".
Материалы к биографии
7. Митрополит Вениамин Пуцек-Григорович – первый создатель письменности поволжских народов : сборник статей : проект победителя конкурса "Православная инициатива 2013–2014", Космодемьянский приход села Нырья Казанской епархии РПЦ (МП) / сост.
Иллюстрации к сборнику:
8. Атаманов, Михаил Гаврилович. Великий просветитель удмуртского и других народов Волго-Камья / протодиакон Михаил Атаманов // Миссионерское обозрение. – 2004. – № 11. – С. 13-25 ; Митрополит Вениамин Пуцек-Григорович – первый создатель письменности поволжских народов. – Ижевск, 2014. – С. 153-185. – Библиогр.: с. 183-185 (19 назв.).
Из истории удмуртского язычества и христианизации удмуртов; о миссионерах Русской Православной Церкви: святом Стефане Великопермском и преосвященном Вениамине, митрополите Казанском и Свияжском (1706–1785); об историческом значении первой грамматики удмуртского языка (1775).
9. Атаманов, Михаил Гаврилович. Преосвященный Вениамин (Пуцек-Григорович), митрополит Казанский и Свияжский : [фрагм. цикла статей "Просвещение удмуртского и других народов Волго-Камья"] // Православные вести. Ижица. – 2005. – Июль (№ 7). – С. 7, 13 : ил.
Статья написана по материалам очерка: Гурий (Степанов), (иеромонах). "Преосвященный Вениамин (Пуцек-Григорович) митрополит Казанский и Свияжский" (Казань, 1906).
10. Поздеев, Пётр Кириллович. Василий Григорьевич Пуцек-Григорович, 1706–1785 // Митрополит Вениамин Пуцек-Григорович – первый создатель письменности поволжских народов. – Ижевск, 2014. – С. 103-109 ; Просветители удмуртского народа / Г. Д. Фролова. – Ижевск, 1996. – С. 18-25 : ил.
О педагогической и просветительской деятельности В. Г. Пуцек-Григоровича: "он пробуждал творческие возможности своих воспитанников и вообще "инородческих" племён и народов, населяющих Волго-Камье".
11. Поздеев, Пётр Кириллович. И Кирилл, и Мефодий // Отчий край. – Ижевск, 1993. – С. 116-120.
Биография В. Г. Пуцек-Григоровича – "и Кирилла, и Мефодия в одном лице". В статье также приведены краткие сведения из истории перездания первой удмуртской грамматики в США (1964) и в Ижевске (1975) без указания авторства.
12. Поздеев, Пётр Кириллович. Удмуртъёслэн Кириллзы но Мефодийзы // Кенеш. – 1991. – № 5. – С. 25-26. – Текст удмуртский. – Пер. загл.: Кирилл и Мефодий у удмуртов.
Краткая биография В. Г. Пуцек-Григоровича.
13. Удмурт калыклэн быдӟым югдытӥсез / бамез дасяз протодиакон Михаил Атаманов // Удмурт дунне. – 2005. – 29 июля. – С. 12 : фот. – Текст удмуртский.
Автор – православный священнослужитель – с проповедью о жизни и деятельности преосвященного Вениамина (Пуцек-Григорович) как великого просветителя удмуртского народа.
14. Харлампович, Константин Васильевич. Известия И. Гмелина о Казани и о казанских инородцах (1733) // Известия Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. – Казань, 1903. – Т. 19, вып. 5/6. – С. 251-276. – Ксерокопия.
Из истории 2-й Камчатской экспедиции (1733–1743) Петербургской академии наук, в составе которой предполагалось участие
15. Шкляев, Александр Григорьевич.
В статье дан краткий обзор научных работ отечественных и зарубежных исследователей о признании выдающейся роли
16. Шумилов, Евгений Фёдорович. Епископы – просветители Удмуртского края в ХVI–ХХ вв. // История и культура Волго-Вятского края. – Киров, 1994. – С. 450-453.
В статье отмечается особо важная миссионерская роль архиереев Русской Православной Церкви, в том числе митрополита Казанского и Свияжского Вениамина (Пуцек-Григоровича), среди северных и южных удмуртов.
17. [Митрополит Казанский и Свияжский Вениамин (в миру Василий Григорьевич Пуцек-Григорович)] [Изоматериал] : [граф. портр.] // Кенеш. – 2000. – № 4. – С. [2] вкл. л.
См. также 20
Преосвященный Вениамин в истории Пугачёвского бунта (1773–1775 гг.)
18. Блинов, Николай Николаевич. Пугачёвский бунт // Историко-статистическое описание города Сарапула и его уезда / Н. Н. Блинов. – Ижевск, 2009. – С. 18-32 : ил.
О просьбе императрицы Екатерины II от 22 октября 1773 г., адресованной Вениамину, архиепископу Казанскому, с наставлением о противодействии духовенства пугачёвцам; о предании преосвященным Вениамином Пугачёва анафеме (с. 20, в сноске).
19. Пушкин, Александр Сергеевич. История Пугачёва // Собрание сочинений. В 10 т. / А. С. Пушкин. – Москва, 1981. – Т. 7. – С. 64.
В главе 7 приведены сведения о преосвященном Вениамине, архиепископе Казанском, "который во всё время приступа находился в крепости, в Благовещенском соборе, и на коленах со всем народом молил бога о спасении христиан" (с. 65).
20. Шумилов, Евгений Фёдорович. Митрополит Казанский и Свияжский Вениамин // Христианство в Удмуртии / Е. Ф. Шумилов. – Ижевск, 2001. – С. 285-288 : ил.
Фрагмент главы "Миссионеры, цивилизаторы, мастера христианского искусства". В статье отмечается выдающаяся роль Киевской духовной академии, которую окончил
Справочные статьи
21. Липаков, Евгений Васильевич. Вениамин // Татарская энциклопедия. – Казань, 2002. – Т. 1. – С. 560. – Библиогр.: с. 560 (2 назв.).
В краткой биографической справке, в частности, отмечается, что Вениамин (Пуцек-Григорович) впервые поставил вопрос о необходимости перевода духовной литературы на языки народов Поволжья.
22. Шумилов, Евгений Фёдорович. Вениамин // Удмуртская Республика : энциклопедия = Удмурт Элькун : энциклопедия. – 2-е изд., испр. и доп. – Ижевск, 2008. – С. 231 : ил. – Библиогр.: с. 231 (1 назв.).
В краткой биографической справке сообщается о роли митрополита Казанского и Свияжского Вениамина в истории удмуртов.
Первая удмуртская грамматика и история удмуртского языкознания XVIII века
23. Алатырев, Василий Иванович. Первая научная грамматика 1775 года и развитие удмуртского языкознания // 200 лет удмуртской письменности. – Ижевск, 1976. – С. 15-37.
В первой части статьи отмечается специфика первой грамматики: в ней отражена как общенародная лексика, так и диалектные слова, и этот факт говорит о том, что в её составлении принимали участие представители южной и северной групп удмуртов; она посвящена только морфологии – в ней отсутствуют разделы фонетики, синтаксиса и орфографии, но из словоформ, включённых в неё, можно установить определённые фонетические и синтаксические закономерности, действующие в удмуртском языке, а также способы и принципы написания слов. Продолжительное время первая грамматика 1775 года являлась единственным учебником в школах и семинариях. На её основе составлялись учебники и учебные пособия по удмуртской грамматике вплоть до 1924 года.
24. Атаманов, Михаил Гаврилович. [Подвижники-миссионеры святитель Стефан Великопермский и преосвященный Вениамин, автор первой удмуртской грамматики] : [фрагм. цикла статей "Просвещение удмуртского и других народов Волго-Камья"] // Православные вести. Ижица. – 2005. – Июнь (№ 6). – С. 5, 13 : ил.
Отмечается, что когда возникает речь о крещении удмуртов, то всегда вспоминается великий подвиг Стефана Великопермского, крестителя и просветителя коми-зырян, родственного удмуртам народа по языку и культуре. Миссионерский подвиг митрополита Казанского и Свияжского Вениамина по своей масштабности равен подвигу святого Стефана Великопермского. Приведены краткие сведения из истории переиздания и о проблеме авторства первой удмуртской грамматики. Одними из первых признали авторство преосвященного Вениамина зарубежные учёные, в частности финский и немецкий языковед Гюнтер Стипа.
25. Атаманов, Михаил Гаврилович. Роль Православной Церкви в формировании удмуртской печати // Журналистика Удмуртии: история и современность. – Ижевск, 2006. – С. 11-15.
В статье отмечается, что основой формирования удмуртской письменности явилась книга "Сочинения, принадлежащие к грамматике вотского языка" (СПб., 1775), от которой берут начало все другие грамматики удмуртского языка, –
26. Белова, Елена Борисовна. Развитие кириллического изображения аффрикат // Первой удмуртской грамматике 225 лет. – Ижевск, 2002. – С. 98-105 : табл. – Библиогр.: с. 104-105 (16 назв.).
С выходом в свет в 1775 году первой грамматики удмуртского языка
27. Вахрушев, Василий Максимович. Первая удмуртская грамматика и развитие удмуртской лингвистики // Вопросы удмуртского языкознания. – Ижевск, 1975. – Вып. 3. – С. 3-23. – Библиогр.: с. 23 (6 назв.).
Статья приурочена к 200-летию выхода памятника письменности удмуртского языка XVIII века – первой удмуртской грамматики, вышедшей в 1775 г. В ней приведены разные точки зрения исследователей по проблеме авторства первой удмуртской грамматики и проанализированы некоторые правописные и оценочные моменты данного памятника. Дан краткий обзор работ ряда авторов по отдельным вопросам фонетики, графики, грамматики, исторической лексикологии, лексикографии и диалектологии удмуртского языка. Выделены три периода в развитии удмуртского советского языкознания: 1918–1932; 1938–1950; 1952–1975 гг.
28. Вахрушев, Василий Максимович. Формирование и развитие удмуртского литературного языка / В. М. Вахрушев // 200 лет удмуртской письменности. – Ижевск, 1976. – С. 37-43. – Библиогр. в сносках.
В статье отмечается, что первая грамматика удмуртского языка сыграла большую роль в возникновении и становлении удмуртской письменности, книгоиздательского дела, в зарождении литературы на родном языке и в формировании удмуртского книжно-письменного языка; она положила начало развитию практического и теоретического языкознания. Благодаря грамматике удмуртский язык был втянут в круг изучения сравнительно-исторического финно-угорского языкознания.
29. Вениамин (Пуцек-Григорович, Василий Григорьевич, 1706–1785). Сочинения принадлежащие к грамматике вотскаго языка. СПб., при Имп. Акад. наук, 1775. 113 с. // Сводный каталог русской книги гражданской печати XVIII века, 1725–1800. – Москва, 1962. – Т. 1. – С. 150. – Библиогр.: с. 150 (4 назв.).
Из аннотации: "В марте 1770 г. в журнале Академической комиссии было записано распоряжение напечатать по 300 экз. присланных от Вениамина (Пуцек-Григоровича) грамматик вотского и черемисского языков, но в продажу они были пущены в 1776 г. Первая публикация о продаже обеих грамматик появилась в "Санктпетербургских ведомостях", 1776, 19 авг., № 67" (с. 150).
30. Карпова, Людмила Леонидовна. Глагольная система в удмуртских грамматиках XVIII в. // Первой удмуртской грамматике 225 лет. – Ижевск, 2002. – С. 159-164. – Библиогр.: с. 164 (4 назв.).
Автором статьи проанализированы ранние памятники удмуртского языка – печатное издание "Сочинения, принадлежащие к грамматике вотского языка" (1775 г.) и рукописная работа М. Могилина "Краткой отяцкой грамматики опыт" (примерно 1786 г.). "В целом, можно отметить, что в обеих грамматиках <...> в основном правильно отражены многие стороны удмуртской глагольной системы, в частности, категории времени, наклонения, спряжения. Материалы грамматик, особенно образцы парадигм спряжения глагола, представляют собой ценный источник в исследовании вопросов морфологии удмуртского языка" (с. 164).
31. Кельмаков, Валей Кельмакович. Возникновение и развитие удмуртского языкознания // Очерки истории удмуртского языкознания = Удмурт кылтодонлэн историезъя гожетъёс. – Ижевск, 2001. – С. 11-88.
В очерке дан общий обзор истории удмуртского языкознания с XVIII века до наших дней, включая книгу "Сочинения, принадлежащие к грамматике вотского языка"; автором статьи выделено пять периодов развития удмуртской лингвистики и поставлена проблема монографического исследования истории удмуртского языкознания, "восходящего своими истоками к XVIII веку", а также отмечено, что учёными уже "созданы очерки и/или краткие справки о творческой биографии или некоторых сторонах научной деятельности <...> исследователей удмуртского языка", среди которых первым названо имя В. Г. Пуцек-Григоровича (в монашестве Вениамин).
32. Кельмаков, Валей Кельмакович. Зарождение и развитие удмуртского языкознания // Первой удмуртской грамматике 225 лет. – Ижевск, 2002. – С. 17-53. – Библиогр.: с. 43-53 [175 назв.].
33. Кельмаков, Валей Кельмакович. Первая грамматика удмуртского языка как феномен европейской духовной культуры XVIII в. // Очерки истории удмуртского литературного языка = Удмурт литературной кыллэн дырсюресэзъя гожетъёс / В. К. Кельмаков. – Ижевск, 2008. – С. 29-36. – Примеч. автора статьи: Впервые опубл. в [журн.]: Вордскем кыл. – 2001. – 5-тӥ N. – 52-53 б[амъёс]. Для данного издания введены уточнения и дополнения.
В работах В. К. Кельмакова внимание читателей акцентируется на исключительном значении в духовной культуре удмуртского народа первой печатной грамматики 1775 года, которое, в частности, заключается в том, что в ней представлен "удмуртский язык с его специфичными особенностями тогдашнему научному миру, и в этом смысле она послужила его своеобразным гражданским паспортом".
34. Кириллова, Людмила Евгеньевна. Географическая терминология в памятниках удмуртской письменности XVIII века // Первой удмуртской грамматике 225 лет. – Ижевск, 2002. – С. 171-175. – Библиогр.: с. 175 (8 назв.).
Проанализированы географические термины, составляющие часть словарного фонда письменных памятников удмуртского языка, в сопоставлении первой удмуртской грамматики (1775) с грамматикой М. Могилина (1786).
35. Краснова, Татьяна Александровна. Критическая мысль и истоки формирования удмуртского письменного и литературного языка в XVIII веке.
36. Куликов, Кузьма Иванович. Вениамин Пуцек-Григорович – первый просветитель удмуртов // Первой удмуртской грамматике 225 лет. – Ижевск, 2002. – С. 54-73. – Библиогр.: с. 72-73 (26 назв.) ; Удмурты. – Москва, 2005. – С. 167-178. – [В сокращении] ; Митрополит Вениамин Пуцек-Григорович – первый создатель письменности поволжских народов. – Ижевск, 2014. – С. 62-86. – Библиогр.: с. 84-86 (26 назв.). – Впервые опубликовано: Луч. – Ижевск, 1999. – № 9/10. – С. 65-71.
Автор заостряет внимание исследователей на тщательном изучении личности Вениамина. Отмечается, что "проблема жизни и творчества человека, впервые в России начавшего воспитывать чувство национального достоинства и национальной гордости инородцев, остаётся весьма актуальной, и эта публикация, дающая читателю ряд новых фактов и подробностей из жизни первого удмуртского просветителя, не претендует стать каким-то завершающим трудом, а является своебразной заявкой, скорее, заказом для молодых исследователей, чтобы они обратили своё внимание на столь замечательного сына России, в каковых она ныне так нуждается и каковых ей так остро не хватает".
37. Куликов, Кузьма Иванович. Удмуртъёслэн югдытӥсьсы : нырысетӥ удмурт грамматикалы – 225 // Кенеш. – 2000. – № 4. – С. 22-28, с. 2 вкл. л. : ил. – Текст удмуртский. – Пер. загл.: Просветитель удмуртов : первой удмуртской грамматике – 225.
Удмуртский вариант статьи "Вениамин Пуцек-Григорович – первый просветитель удмуртов".
38. Майер, Вильгельм Евгеньевич. Исторические и культурные предпосылки написания первой грамматики удмуртского языка // Вопросы удмуртского языкознания. – Ижевск, 1975. – Вып. 3. – С. 24-34. – Библиогр.: с. 34 (7 назв.) ; Митрополит Вениамин Пуцек-Григорович – первый создатель письменности поволжских народов. – Ижевск, 2014. – С. 49-61. – Библиогр.: с. 61 (7 назв.). – Библиогр.: с. 34 (7 назв.).
В статье представлен обобщённый "портрет" России XVIII века, как в контексте мировой истории, так и в локальном преломлении, на примере Урало-Поволжья и Удмуртии, и дан ответ на вопрос, почему предполагаемый автор первой удмуртской грамматики, человек обширных лингвистических познаний в разных языках, был духовным лицом, а не представителем светской интеллигенции, в связи с чем также рассмотрен вклад высших и средних духовных учебных заведений в становление и развитие лингвистического образования на примере Киевской духовной академии, выпускником которой был В. Г. Пуцек-Григорович, и Казанской духовной семинарии, где он преподавал.
39. Стрелкова, Ольга Борисовна. Из истории фиксации и изучения имён числительных удмуртского языка // Имена числительные удмуртского языка. История и типология / О. Б. Стрелкова. – Ижевск, 2013. – С. 11-27, 220.
Характеристика имени числительного как части речи в удмуртском языке представлена в кратком обзоре материалов зарубежных и отечественных языковедов XVIII–ХХ вв. Ценность работ исследователей начала XVIII века
40. Тепляшина, Тамара Ивановна. "Сочинения принадлежащие к грамматике вотского языка" и рукописный словарь Дамаскина // Памятники удмуртской письменности XVIII века /
В монографии дан постраничный анализ книги
41. Титова, Ольга Владимировна. Отражение лексики гужевого транспорта в памятниках удмуртской письменности XVIII в. //
Рассмотрены лингвистические труды XVIII в., представляющие собой важный этап в истории развития удмуртской лексикологии и лексикографии, связанные с именами
Первые стихотворные произведения
42. Ванюшев, Василий Михайлович. Пуцек-Григорович, Екатерина Вторая и первые стихотворные публикации на удмуртском языке // Ежегодник финно-угорских исследований. – Ижевск, 2010. – Вып. 1. – С. 32-39. – Библиогр. в примеч. ; Митрополит Вениамин Пуцек-Григорович – первый создатель письменности поволжских народов. – Ижевск, 2014. – С. 127-140. – Библиогр.: с. 138-140 (20 назв.).
С именем В. Г. Пуцек-Григоровича (Вениамина) связана и публикация первых стихотворений на удмуртском языке, анализ которых приведён в данной статье. Кроме того, рассмотрены их переводы на русский язык Т. И. Тепляшиной, Н. Ивановым и В. М. Ванюшевым.
43. Домокош, Петер. Предпосылки удмуртской литературы (1769–1889) // История удмуртской литературы / Петер Домокош. – Ижевск, 1993. – С. 170-174. – Библиогр.: с. 174 (9 назв.).
Анализируются два "семинарских" стихотворения на удмуртском языке (1767 и 1778 гг.), опубликованные в 1769 и 1781 гг. как первые продукты удмуртской поэзии, относящиеся к раннему периоду удмуртской литературы.
44. Тепляшина, Тамара Ивановна. Стих в честь Екатерины II // Памятники удмуртской письменности XVIII века / Т. И. Тепляшина. – Москва, 1965. – Вып. 1. – С. 225.
В данной главе приведён и расшифрован текст стихотворной речи на удмуртском языке, произнесённой учеником Казанской новокрещенской школы на приёме в загородном доме в честь императрицы Екатерины II в рамках её визита в Казань в мае 1767 года. Текст записи стихотворения и его русский перевод дан по изданию: "Духовная церемония, производившаяся во время всевожделеннейшего присутствия ее императорского величества великия государыни Екатерины II в Казань" (изд. Академии наук, 1769, с. 45).
См. также 6
Роль преосвященного Вениамина в истории отдельных местностей Удмуртии
45. Атаманов, Михаил Гаврилович. Выль Мултан черк удмурт калыклэн улоназ // Удмурт дунне. – 2008. – 1 февр. – С. 12 : фот. – Текст удмуртский.
Из истории Покровской церкви в селе Новый Мултан Малмыжского уезда (ныне в Увинском районе) в XVIII–XX вв., в которой служил псаломщик Филипп Семёнов, выпускник Казанской новокрещенской школы, удмурт по национальности, ученик преосвященного Вениамина.
46. Богоявленская церковь
Из истории храма в селе Уни (ныне посёлок городского типа в Унинском районе Кировской области) по документам Центрального государственного архива Удмуртской Республики. "Первая деревянная церковь в с. Уни построена и освящена в 1760 г. с благословения преосвященного Вениамина, епископа Казанского и Свияжского, в честь Богоявления Господня" (с. 278).
47. Богоявленская церковь
Из истории храма в селе Кизнер (ныне Кизнерского района Удмуртской Республики) по документам Центрального государственного архива Удмуртской Республики. "Сведений об открытии прихода по документам ЦГА УР не обнаружено. В 1764 г. с благословения Казанского митрополита Вениамина в селе построена деревянная Богоявленская церковь, освящена 12 декабря 1764 г." (с. 147).
48. Покровская церковь
Из истории храма в селе Мултан Малмыжского уезда (ныне село Новый Мултан Увинского района Удмуртской Республики). "Приход с. Мултан открыт по распоряжению Казанской конторы новокрещенских дел в 1752 г." (с. 184).
49. Сергиевская церковь
Из истории храма в селе Мостовое (ныне Сарапульского района Удмуртской Республики) по документам Центрального государственного архива Удмуртской Республики. "Приход с. Мостовинское открыт по благословению Казанского архиепископа Вениамина, данному в июле 1763 г. В его состав вошла д. Мостовая, ранее входившая в приход с. Кигбаево".