Биографическая справка

Вениамин (в миру Василий Григорьевич Пуцек-Григорович) родился в местечке Лохвицы под Полтавой (Российская империя); на современной географической карте – город Лохвица Полтавской области (Украина).

Дата рождения В. Г. Пуцек-Григоровича в литературе указывается по-разному. По уточнённым данным биографа преосвященного Вениамина казанского историка Евгения Липакова, «скорее всего, будущий архипастырь появился между 1705 и 1710 годами»1.

Составная фамилия Пуцек-Григорович среди исследователей также имеет неоднозначное толкование. По версии Е. В. Липакова, она образовалась из фамилии (Пуцек) православной матери-польки, происходившей из шляхетского (дворянского) рода, и из собственного отчества (Григорович, или Григорьевич) по имени отца – Григорий. Родитель, чья фамилия остаётся неизвестной, принадлежал к старинному малороссийскому казачеству. Он занимал должность заместителя командира Лубенского полка, или, как тогда принято было говорить, «значкового товарища»2. По версии санкт-петербургского протоирея кандидата богословия Александра Панечкина, материнский род Пуцек не имел наследников по мужской линии, поэтому фамилия матери стала первой частью двойной фамилии Пуцек-Григорович, второй частью которой была фамилия отца – Григорович3.

В 1732 году Василий Пуцек-Григорович, выпускник Киевской духовной академии, был направлен на работу в Казанскую духовную семинарию, в которой он преподавал греческий и латинский языки, арифметику, пиитику (поэтику) и риторику.

В 1740 году В. Г. Пуцек-Григорович принял монашеский постриг с именем Вениамин, и вскоре был рукоположен в иеромонахи. Тогда же был назначен помощником управителя новокрещенских дел Свияжского Богородицкого монастыря архимандрита Дмитрия Сеченова, под чьим попечением были дети инородцев: татары, чуваши, марийцы, мордва, удмурты.

В первой половине 1740-х гг. отец Вениамин, не прерывая преподавательской деятельности, активно занимался миссионерской деятельностью среди языческих народов Урало-Поволжья, служил в Казанской конторе новокрещенских дел, самостоятельно обучался татарскому и чувашскому языкам.

14 июня 1741 года в селе Елово Глазовского уезда Вятской губернии (ныне в Ярском районе Удмуртской Республики) по благословению Вениамина открылся первый среди новокрещённых удмуртов православный приход.

В 1744 году отец Вениамин ввёл в семинарии изучение богословия, что считалось высшим классом преподавания, и за эти заслуги в области духовного образования он был назначен ректором с возведением в сан архимандрита и назначением настоятелем Казанского Спасо-Преображенского монастыря.

В 1746 году архимандрит Вениамин был вызван на череду служения в Священный Синод (Санкт-Петербург).

В 1748 году был рукоположен в сан епископа Нижегородского и Балахнинского.

В 1758 году Вениамин был назначен действительным членом Священного Синода и в течение года был удостоен сана епископа Тверского и Старицкого, а затем и епископа Псковского, Нарвского и Изборского.

В 1761 году был назначен архиепископом Санкт-Петербургским и одновременно настоятелем Александро-Невской лавры.

6 (17) июля 1762 года архиепископ Санкт-Петербургский Вениамин отслужил чин отпевания российского императора с 1761 года Петра III Фёдоровича (1728–1762), свергнутого в результате дворцового переворота, организованного его женой, будущей императрицей Екатериной II. Прах убитого императора Петра III, внука Петра Великого, изначально был упокоен без официальных почестей в Александро-Невской лавре, а в 1796 году, в правление его сына императора Павла I, был перенесён в домовую церковь Зимнего дворца, а затем в императорскую усыпальницу – Петропавловский собор.

В 1762 году преосвященный Вениамин присутствовал в составе высшего духовенства на коронации Екатерины II в Москве.

26 июля 1762 года Вениамин был назначен архиепископом Казанским и Свияжским.

27 мая 1767 года в Казанском кафедральном Благовещенском соборе архиепископ Казанский и Свияжский Вениамин произнёс своё ораторское сочинение – «Речь приветственная на пришествие в Казань Всепресветлейшей благочестивейшей великой государыни императрицы Екатерины Алексеевны самодержицы Всероссийской, говоренная пред воротами первопрестольной соборной церкви благовещения синодальным членом преосвященным Вениамином архиепископом казанским 26 мая 1767 года».

30 мая 1767 года Екатерина II посетила Казанскую духовную семинарию. В честь неё была устроена торжественная встреча, организатором которой был архиепископ Казанский и Свияжский Вениамин.

В 1769 году в типографии Санкт-Петербургской академии наук вышла книга под названием «Сочинения, принадлежащие к грамматике чувашского языка». Первый учебник чувашского языка увидел свет на основе одноимённой рукописи, высланной архиепископом Казанским и Свияжским Вениамином из Казани директору Санкт-Петербургской академии наук графу Владимиру Григорьевичу Орлову.

В 1771 году, когда эпидемия чумы распространилась по всей Центральной России и Волго-Камскому региону, по благословению архиепископа Казанского и Свияжского Вениамина из Седмиозёрной пустыни в Казань принесли чудотворную икону Смоленской Божией Матери. Владыка Вениамин служил перед ней молебны, и вскоре чума в Казани сошла на нет.

Осенью 1773 года, с началом Пугачёвского восстания, архиепископ Казанский и Свияжский Вениамин рассылал окружные послания, в которых призывал не верить предводителю восстания донскому казаку Емельяну Ивановичу Пугачёву, самозванцу под именем Петра III, так как Вениамин отпевал и хоронил в Александро-Невской лавре (Санкт-Петербург) настоящего императора Петра III.

Правда, 15 октября 1774 года архиепископ Казанский и Свияжский Вениамин был оклеветан и арестован. Его ложно обвинили в пособничестве Пугачёву. Владыка Вениамин якобы тайно передал ему 3000 рублей с просьбой к повстанцам не трогать Воскресенский монастырь – загородную резиденцию казанских архиереев. В дальнейшем невиновность преосвященного Вениамина была доказана следственной комиссией.

26 января 1775 года владыка Вениамин был освобождён из-под ареста и по указу Екатерины II возведён в сан митрополита Казанского и Свияжского. Тогда же была освобождена из-под ареста его рукопись «Сочинения принадлежащiе къ грамматике вотскаго языка».

В 1775 году в типографии Санкт-Петербургской академии наук вышли изданные анонимно его первые грамматики удмуртского и марийского языков – «Сочинения, принадлежащие к грамматике вотского языка» и «Сочинения, принадлежащие к грамматике черемисского языка».

17 марта 1782 года владыка Вениамин был уволен на покой и по собственному желанию поселился в Седмиозёрной пустыни под Казанью.

В июне 1785 года преосвященный Вениамин (Василий Григорьевич Пуцек-Григорович) скончался и был похоронен в Воскресенском соборе Богородицкого мужского монастыря Седмиозёрной пустыни (село Семиозёрка Высокогорского района Республики Татарстан).

–––––––––––––––––––––––––––––––

1 Митрополит Вениамин Пуцек-Григорович – первый создатель письменности поволжских народов. Ижевск, 2014. С. 186.

2 Там же. С. 186.

3 Там же. С. 141.