Русский | Удмурт

Анатолий Леонтьевич Григорьев родился 7 августа 1952 г. в д. Большие Сибы Можгинского района Удмуртии. Учился в Большесибинской начальной и Можгинской средней сельских школах. Под руководством учительницы Е. В. Печниковой школьники готовили праздничные концерты, ставили сценки по произведениям удмуртских писателей.

Окончив школу, Анатолий Григорьев поступил на удмуртское отделение филологического факультета Удмуртского государственного университета. Занимался в драматическом кружке, которым руководил заслуженный артист Удмуртии Василий Гаврилов, и литературном кружке под руководством удмуртского поэта, литературоведа Даниила Яшина.

В 1974 г. Анатолий Григорьев начал работать редактором информации Ижевской студии телевидения. Затем работал корреспондентом можгинской районной газеты «Ленинское знамя», методистом по репертуару в Доме народного творчества при Министерстве культуры республики, заведующим литературной частью и актером Удмуртского государственного драматического театра (ныне Государственный национальный театр Удмуртской Республики), литературным сотрудником редакций журналов «Кенеш» и «Инвожо», газеты «Удмурт дунне». С 2002 г. – помощник главного режиссера по работе с драматургами Национального театра Удмуртской Республики.

Зарисовки и юморески Анатолия Григорьева печатались в газете «Советской Удмуртия» (ныне «Удмурт дунне») еще в годы его студенчества. В 25 лет он написал свою первую пьесу («Кесэг пилемъёс»), но посчитал ее слабой и порвал.

Первой большой работой Анатолия Григорьева стала драма «Лысву сямен уг толӟы синкыли». Она была поставлена на сцене Удмуртского драматического театра в 1985 г. и имела огромный успех. Спектакль прошел более 230 раз, его увидели не только жители Удмуртии, но и удмурты, компактно проживающие в Татарии, Башкирии и Пермской области. Впервые в удмуртской литературе автор обратился к афганской теме, пьеса была проникнута антивоенным пафосом.

В 1986 г. была поставлена комедия Анатолия Григорьева «Атас Гири». В этой пьесе драматург, прибегая к элементам сатиры, а иногда гротеска, обличал отрицательные явления современной сельской действительности. Спектакль был показан около 250 раз. В 2010 г. состоялась премьера комедии «Атас Гири – 2». «Она пронизана острыми конфликтами и живым народным юмором, отличается колоритными образами селян и выразительностью языка. Все это делает постановки пьес Анатолия Григорьева всенародно любимыми» [5].

В 1994 г. Национальный театр Удмуртской Республики осуществил постановку комедии-фарса «Эмезь кисьмаку». Как отмечает сам драматург, «в "Малиновой поре" отыгрывал этот эпизод из жизни страны, когда Б. Ельцин призвал всех обогащаться, кто как может. Вот я и довел эту ситуацию, как и положено в комедии, до абсурда» [3].

В 1998 г. состоялась премьера спектакля по пьесе Анатолия Григорьева «Парсьпи но эмеспи». Комедия о любви, непростых отношениях отцов и детей пользуется большим успехом у зрителя.

Спектакли по произведениям Анатолия Григорьева поставлены и в других регионах. Так, комедия-фарс «Эмезь кисьмаку» с успехом идет на сцене Мордовского государственного национального драматического театра. Пьесы «Пужмерен ӵуштаськем яратон» и «Парсьпи но эмеспи» получили высокую оценку на семинаре финно-угорских драматургов, прошедшем в рамках VI Международного фестиваля театров финно-угорских народов (Йошкар-Ола, 2006).

На вопрос «Как рождается пьеса» автор отвечает: «Я долго прокручиваю в сознании сюжет, пока не увижу все произведение целиком, и только после этого берусь за перо. Потом в ходе работы над спектаклем уже вместе с режиссером что-то добавляем, что-то убираем, но весь текст знаю наизусть и на репетиции подсказываю его исполнителям как суфлер» [3].

Сегодня Анатолий Григорьев – один из ведущих драматургов Удмуртии, «мастер колоритной деревенской комедии, где действуют забавные герои, движимые преувеличенными страстями, где появляются фантастические персонажи вроде снежного человека, где только во сне люди живут так, как им хочется» [3]. Сам драматург отмечает: «Среди написанных мною пьес преобладают комедии положений с сочными народными характерами. Это мой любимый жанр. Удмуртский зритель любит посмеяться в театре. В народе живет вкус к хорошей шутке, пересмешничеству, комикованию…» [3].

Анатолий Григорьев также пишет фельетоны, юморески, рассказы, в том числе сатирические. Выступает как исполнитель своих миниатюр на разных сценах и площадках. Его драматургические произведения включены в сборник пьес финно-угорских драматургов России «Венок родной земли» (Сыктывкар, 2008) и сборник пьес удмуртских писателей «Катанчи усьтӥське» (1992). Сценки для детей напечатаны в журнале «Кизили».
Анатолий Григорьев занимается переводом на удмуртский язык пьес зарубежной классики, русской и многонациональной драматургии, в их числе «Лекарь поневоле» Жан-Батиста Мольера, «Трибунал» Андрея Макаенка, «Деревенская комедия» Михаила Варфоломеева, «Незавершенный человек» Владимира Винниченко.

Звания и награды

2002 – заслуженный деятель искусств Удмуртии

Использованная литература

  1. Григорьев А. «Классикаез котькуд театр шудыны кулэ...» / вераськиз Л. Нянькина // Инвожо. – 2007. – № 11/12. – С. 49–51.
  2. Григорьев А. «Мылкыды котьку но сцена борды кыскылӥз» / вераськиз А. Лаптев // Ӟечбур! – 2002. – 1 авг.
  3. Григорьев А. «Наш зритель любит смеяться и плакать» / записала Н. Пузанова // Удмурты. – Москва, 2005. – С. 454–457.
  4. Григорьев А. Шудо киын шудэ тэтчась кужым / вераськиз Е. Виноградова // Удмурт дунне. – 2002. – 19 июль.
  5. Новая старая комедия // Известия Удмуртской Республики. – 2010. – 26 марта. – С. 3.
  6. Шкляев А. Григорьев Анатолий Леонтьевич // Удмуртская Республика : энциклопедия. – Ижевск, 2008. – С. 292.