ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГАЛЕРЕЯ

Современное искусство

  1. Быков Н. А. В поисках... : серия из 5 графических листов. Бумага, маркер. 2000-2004 // Инвожо. – 2004. – № 10. – С. 82.
  2. Гарипов М. Г. Жертвоприношение лесному Пелю // Актуализация этничности в художественной культуре Удмуртии на рубеже XX-XXI вв. / О. Н. Караваева. – Ижевск, 2009. – С. 181.
  3. Лебедева З. М. Неделя духов. Композиция из природных материалов // Инвожо. – 2004. – № 10. – С. 84.
  4. Лебедева З. М. Онгон // Актуализация этничности в художественной культуре Удмуртии на рубеже XX-XXI вв. / О. Н. Караваева. – Ижевск, 2009. – С. [13] вкладного листа. – Произведение также описано в печати на рус. яз.: "Первопредок". Источник сведений: Караваева О. Н. Актуализация этничности в художественной культуре Удмуртии на рубеже XX-XXI вв. Ижевск, 2009. С. 126.
    "Участницей этнофутуристических выставок является и Зоя Лебедева - мастер гобелена, досконально знающая традиции народного ткачества. На пути к современным авангардным решениям художница прошла стадию создания образов-состояний. В её творчестве появился мотив разделения всего сущего на доброе и злое. В гобеленах как самостоятельные силы начали возникать злые и добрые руки, птицы, растения и прочие существа... Новые свойства нынешних гобеленов - сочетание обычных материалов с природными включениями - камешками, волокнами сухих трав и ягод - являются результатом размышлений о том, чем было ткачество для далёких предков, соединявших в своих произведениях магические и утилитарные функции ("Онгон" ("Первопредок"), "Гибель Итая")" (Караваева О. Н. Актуализация этничности в художественной культуре Удмуртии на рубеже XX-XXI вв. Ижевск, 2009. С. 125-126).
  5. Лебедева З. М. Тусбуйы. Смешанная техника. 1995 // Инвожо. – 1996. – № 3. – С. 25.
  6. Лебедева З. М. Этнофутуризм-2000. "Мушому" / З. Лебедева, М. Гарипов // Инвожо. – 2000. – № 3/4. – С. 60.
  7. Лобанов Ю. Н. Вылэ мычон = Вверх возносимое = The Upwards Taken. Суровая бязь, акрил. 2001 // Кучыран Юри = Kuchyran Yuri. – Ижевск, 2010. – С. 11.
  8. Лобанов Ю. Н. Луд ӟазег лобан сюрес // Инвожо. – 1990. – № 3. – С. 81.
  9. Лобанов Ю. Н. Сялаослэн эрико лобӟонзы = Свободный полёт рябчиков = The free flight of the hazel-grouse. Холст, масло. 2001 // Кучыран Юри = Kuchyran Yuri. – Ижевск, 2010. – С. 40.
  10. Лобанов Ю. Н. Яратон = Любовь = Love. Суровая бязь, акрил. 2001 // Кучыран Юри = Kuchyran Yuri. – Ижевск, 2010. – С. 9.
  11. Михайлов В. И. Древний удмуртский календарь. 2010 / предисл. автора. – Ижевск : [Известия Удмуртской Республики], 2010]. – 14 л. : цв. ил.
    Из предисловия: "У древних удмуртов, как и у других народов, был своеобразный календарь названий месяцев и дней недели. Чтобы нагляднее изобразить содержание каждого месяца, я использовал формальное решение композиции... Основной силуэт каждой композиции - это женская фигура в национальном костюме. На голове у неё платок (сюлык) в форме декоративной ёлки. Она является у удмуртов священным деревом, у которого молились и обращались к богу куазь. Куазь - это природа. Женщина и природа - это основа композиции календаря. В композициях использовано много орнамента. Его элементы являются знаками (пусами) из древности. Орнамент, украшающий одежду удмуртов, становится декоративным украшением календаря".
  12. Михайлов В. И. Жертвоприношение. Холст, масло. 2001 // Вячеслав Михайлов. – Ижевск, 2009. – С. 39.
  13. Михайлов В. И. Родник. Холст, масло. 1994 // Вячеслав Михайлов. – Ижевск, 2009. – С. 27. – Произведение также описано в печати на удмурт. яз.: "Ошмес". Источник сведений: Удмуртская правда. 2001. 4 дек. С. 3.
    "Многие картины Вячеслава Михайлова благодаря ёмкости и глубине доведённых до уровня знака образов воспринимаются как своеобразные философские тексты. Такой "книгой бытия" можно считать его живописную работу "Ошмес". Небольшое по размерам произведение языком символов и метафор говорит о жизни и смерти, бесконечности и взаимосвязанности всего сущего. Причём эти ключевые философские категории раскрываются в образах национальной мифопоэтической традиции: солнце, родник, белая птица, красный бык. Они соседствуют с фигурами людей, изображённых также с большой долей условности и несущих свой смысл: их задача - "очеловечить" пространство и время, напомнить о любви, материнстве, горечи потерь. Два образа - женщина в повседневной народной одежде с коромыслом на плечах и мальчик - встречаются на нескольких картинах художника. Он рано остался без матери, но её образ живёт в душе сына, наделённого особой чуткостью и отзывчивостью" (Гартиг В. О. Художник, Инмар и слепые // Удмуртская правда. 2001. 4 дек. С. 3).
  14. Мустаев В. Г. Дунне куа // Даур куара. – Ижевск, 1998. – С. 53.
  15. Мустаев В. Г. Инвожо // Даур куара. – Ижевск, 1998. – С. 58.
  16. Наговицын В. В. Божество летнего солнцестояния Инвожо. Холст, масло, инсталляция // Верю в солнце на заре = Шундылы йыбырттӥсько / Флор Васильев. – Киров, 2004. – С. 83.
  17. Наговицын В. В. Водяной = Вумурт. Холст, масло, инсталляция // Верю в солнце на заре = Шундылы йыбырттӥсько / Флор Васильев. – Киров, 2004. – С. 99.
  18. Наговицын В. В. Домовой = Корка кузё. Холст, масло, инсталляция // Верю в солнце на заре = Шундылы йыбырттӥсько / Флор Васильев. – Киров, 2004. – С. 29.
    "Владимир Наговицын осмысливает удмуртскую мифологию и представляет религиозно-мифологическую картину мира северных удмуртов ярко и необычно, являет нам единение современного типа мышления и древних традиций" (Артемьева Э. "Верю в солнце на заре" // Сельская правда. Яр, 2002. 5 февр. С. 4).
  19. Наговицын В. В. Дух места жертвоприношений Акташ. Холст, масло, инсталляция // Верю в солнце на заре = Шундылы йыбырттӥсько / Флор Васильев. – Киров, 2004. – С. 62.
    "Этностилистическую манеру картинам, написанным маслом, придают используемые в них монеты, пуговицы, цветные нити и даже кости животных, то, что служило оберегом или являлось ритуальным предметом удмуртов и входило в состав наиболее частых подношений богам" (Артемьева Э. "Верю в солнце на заре" // Сельская правда. Яр, 2002. 5 февр. С. 4).
  20. Наговицын В. В. Злой дух, пожирающий животных и людей, Аман. Холст, масло, инсталляция // Верю в солнце на заре = Шундылы йыбырттӥсько / Флор Васильев. – Киров, 2004. – С. 108.
  21. Наговицын В. В. Иднакар - Лулгур // Актуализация этничности в художественной культуре Удмуртии на рубеже XX-XXI вв. / О. Н. Караваева. – Ижевск, 2009. – С. [12] вкладного листа. – Произведение также описано в печати на рус. яз.: "Песня духа Иднакар". Источник сведений: Караваева О. Н. Актуализация этничности в художественной культуре Удмуртии на рубеже XX-XXI вв. Ижевск, 2009. С. 125.
  22. Наговицын В. В. Кылдысин - знак творца // Актуализация этничности в художественной культуре Удмуртии на рубеже XX-XXI вв. / О. Н. Караваева. – Ижевск, 2009. – С. [12] вкладного листа.
    "Всматриваясь в мифологические образы полотен этого художника, невольно воспринимаешь картину как вещь, в которую заключена стихия образных представлений наших первопредков. Такая форма обращения к этнически мифологическому также позволяет судить о современном искусстве Удмуртии как о способе самоидентификации в мировом культурном пространстве" (Караваева О. Н. Актуализация этничности в художественной культуре Удмуртии на рубеже XX-XXI вв. Ижевск, 2009. С. 124-125).
  23. Наговицын В. В. Луд ӟазег лобӟон сюрес (Млечный путь). Холст, масло, инсталляция. 2001 // Инвожо. – 2004. – № 10. – С. 85.
  24. Наговицын В. В. Менкв // Актуализация этничности в художественной культуре Удмуртии на рубеже XX-XXI вв. / О. Н. Караваева. – Ижевск, 2009. – С. [12] вкладного листа.
  25. Наговицын В. В. Хозяин леса, помощник древних воинов = Нюлэсмурт, вашкала ожгарчиослэн юрттӥсьсы. Холст, масло, инсталляция // Верю в солнце на заре = Шундылы йыбырттӥсько / Флор Васильев. – Киров, 2004. – С. 67.
  26. Орлов С. А. Инмар. Холст, масло // Выставка художников Удмуртии в ООО "Удмуртрегионгаз". – Ижевск, 2000. – С. 26. – Вариант назв.: "Минмар". Источник сведений: Караваева О. Н. Актуализация этничности в художественной культуре Удмуртии на рубеже XX-XXI вв. Ижевск, 2009. С. 185.
    "При поверхностном просмотре картин С. Орлова в глаза бросается ярко-цветовая палитра, на фоне которой рассматриваются очертания предметов. При более внимательном всматривании в произведения угадывается суть и значение этих образов, выражающих древнейшие этнические архетипы. Таковыми, например, являются картины "Звёздная карта", "Игра", "Минмар"" (Караваева О. Н. Актуализация этничности в художественной культуре Удмуртии на рубеже XX-XXI вв. Ижевск, 2009. С. 124).
  27. "Сны Кучырана" : этнофутуристический аутентичный перформанс (видеоперформанс) // Инвожо. – 2008. – № 7/8. – С. 25-26 : ил.
  28. Фадеева М. Триптих "Звёзды Айшон". Холст, масло, инсталляция. 2004 // Инвожо. – 2004. – № 10. – С. 85.
 
     


























Национальная библиотека Удмуртской Республики    2012 ©