ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГАЛЕРЕЯ

Скульптура

Монументально-декоративная скульптура

  1. Ажимов М. С. "Вуныл" (Дочь воды). Дерево // Парковая скульптура Удмуртии. – Ижевск, 2008. – С. [12].
  2. Ажимов М. С. "Лулӟытон" (Воскрешение). Дерево // Парковая скульптура Удмуртии. – Ижевск, 2008. – С. [8].
  3. Ажимов М. С. "Семья. Детство". Дерево // Парковая скульптура Удмуртии. – Ижевск, 2008. – С. [21].
  4. Александров В. М. "Оскон" (Надежда). Дерево // Парковая скульптура Удмуртии. – Ижевск, 2008. – С. [8].
    Текст под снимком: "В монументальном изображении демонстрируется слитность воедино деда и внука. Вечная тема связи поколений передана тепло и даже трепетно. Это можно воспринимать символически - земля с её историей и народом, стремящимся к знаниям, совершенству и бережному отношению к традициям предков и к родной Земле".
  5. Вострецов В. А. "Древний лес Завьялово". Дерево / Вострецов В. А., Семёнов В. В. // Парковая скульптура Удмуртии. – Ижевск, 2008. – С. [21].
  6. Вострецов В. А. "Ингур" (Мелодия небес). Дерево / Вострецов В. А., Семёнов В. В. // Парковая скульптура Удмуртии. – Ижевск, 2008. – С. [9].
  7. Вострецов В. А. "Можга батыр". Дерево / Вострецов В. А., Семёнов В. В. // Парковая скульптура Удмуртии. – Ижевск, 2008. – С. [15].
  8. Грудинин Е. А. "Символические ворота". Дерево // Парковая скульптура Удмуртии. – Ижевск, 2008. – С. [6].
  9. Гук С. И. "Забавы Вумурта". Дерево // Парковая скульптура Удмуртии. – Ижевск, 2008. – С. [11].
    Текст под снимком: "Вумурт (Водяной) в мифологии удмуртов ведает водной стихией. Это антропоморфный (в образе человека) мифический персонаж. От Вумурта зависели разливы рек, сохранность плотин и мельниц. Тех, кто плохо ведёт себя, Вумурт забирает к себе в подводное царство и превращает в своих помощников. А добросовестного и честного человека может и наградить. Вумурт может приглашать к себе в гости, может породниться с людьми. Вумурт - забияка, сорванец, хулиган. С этим связана композиционная динамика образа".
  10. Гук С. И. "Ин-муз утись" (Покровитель мира и небес). Дерево // Парковая скульптура Удмуртии. – Ижевск, 2008. – С. [9].
  11. Гурьянов А. М. "Кускерттон Зар" (Примирение). Дерево // Парковая скульптура Удмуртии. – Ижевск, 2008. – С. [9].
  12. Гурьянов А. М. "Сын рыбака". Дерево // Парковая скульптура Удмуртии. – Ижевск, 2008. – С. [12].
  13. Захаров П. Л. "В будущее". Дерево // Парковая скульптура Удмуртии. – Ижевск, 2008. – С. [21].
  14. Зворыгин В. М. "Батыр". Дерево // Парковая скульптура Удмуртии. – Ижевск, 2008. – С. [9].
  15. Зворыгин В. М. "Встреча Алангасара и человека". Дерево // Парковая скульптура Удмуртии. – Ижевск, 2008. – С. [12].
  16. Зворыгин В. М. "Дуэт". Дерево / Зворыгин В. М., Дубовцев А. А. // Парковая скульптура Удмуртии. – Ижевск, 2008. – С. [14].
  17. Иванов Н. В. "Батыры из племени Чудь". Дерево // Парковая скульптура Удмуртии. – Ижевск, 2008. – С. [6].
  18. Иванов Н. В. "Ин кизили" (Звезда небесная). Дерево // Парковая скульптура Удмуртии. – Ижевск, 2008. – С. [8].
  19. Иванов Н. В. "Нюлэсмурт" (Хозяин леса). Дерево // Парковая скульптура Удмуртии. – Ижевск, 2008. – С. [12].
  20. Камашев П. А. "Италмас. Рождение легенды". Дерево // Парковая скульптура Удмуртии. – Ижевск, 2008. – С. [21].
  21. Князев В. Е. "Кылдысин" (Творец мира). Дерево // Парковая скульптура Удмуртии. – Ижевск, 2008. – С. [3].
  22. Конюхов Ю. В. "Донды батыр". Дерево / Конюхов Ю. В., Пантюхин В. В. // Парковая скульптура Удмуртии. – Ижевск, 2008. – С. [18].
  23. Корепанов Д. Г. "Ош" (Бык). Дерево // Парковая скульптура Удмуртии. – Ижевск, 2008. – С. [6].
  24. Кузнецов А. А. "Ву вал" (Водный конь). Дерево // Парковая скульптура Удмуртии. – Ижевск, 2008. – С. [3].
  25. Куликов К. И. "Дунне-Мироздание" (Символические ворота). Дерево // Парковая скульптура Удмуртии. – Ижевск, 2008. – С. [3].
  26. Лермонтов В. А. "Герӟаськон" (Примирение). Дерево // Парковая скульптура Удмуртии. – Ижевск, 2008. – С. [8].
    Текст под снимком: "Удмуртская земля славится сказочными богатырями, заселявшими когда-то эти земли. Иднакар, Дондыкар, Гурьякар, Весьякар... В народном эпосе богатыри имеют огромную физическую силу, крепкое телосложение и способность к волшебству. Богатыри окружены разными тотемными животными, которые оберегают их род и племя. Скульптура олицетворяет примирение враждующих между собой рода Гондыр (Медведь) и рода Пужей (Лось). Бог неба примиряет батыров и закрепляет узы дружбы поясом "Зар"".
  27. Лермонтов В. А. "Лебединая верность". Дерево / Лермонтов В. А., Пантюхин В. В. // Парковая скульптура Удмуртии. – Ижевск, 2008. – С. [20].
  28. Лермонтов В. А. "Мардан атай". Дерево / Лермонтов В. А., Конюхов Ю. В. // Парковая скульптура Удмуртии. – Ижевск, 2008. – С. [15].
  29. Лермонтов В. А. "Мироздание". Дерево // Парковая скульптура Удмуртии. – Ижевск, 2008. – С. [12].
  30. Лермонтов В. А. "Ошмес". Дерево // Парковая скульптура Удмуртии. – Ижевск, 2008. – С. [6].
  31. Лермонтов В. А. "Сайкан" (Пробуждение). Дерево // Парковая скульптура Удмуртии. – Ижевск, 2008. – С. [3].
  32. Лобанов С. А. "Удмурт выл" (Земля удмуртская). Дерево // Парковая скульптура Удмуртии. – Ижевск, 2008. – С. [3].
  33. Ложкин В. В. "Можга батыр". Дерево // Парковая скульптура Удмуртии. – Ижевск, 2008. – С. [15].
  34. Ложкин В. В. "Учение". Дерево // Парковая скульптура Удмуртии. – Ижевск, 2008. – С. [21].
  35. Ложкин Н. А. "Композиция". Дерево // Парковая скульптура Удмуртии. – Ижевск, 2008. – С. [15].
  36. Ложкин Н. А. "Старожил". Дерево // Парковая скульптура Удмуртии. – Ижевск, 2008. – С. [11].
  37. Мишин В. А. "У родника". Дерево / Мишин В. А., Абрамов И. Г. // Парковая скульптура Удмуртии. – Ижевск, 2008. – С. [5].
  38. Мохов А. П. "Ин куара" (Звуки бубна). Дерево // Парковая скульптура Удмуртии. – Ижевск, 2008. – С. [3].
  39. Назаров Д. Е. "Весья батыр". Дерево // Парковая скульптура Удмуртии. – Ижевск, 2008. – С. [18].
  40. Назаров Д. Е. "Завьял". Дерево // Парковая скульптура Удмуртии. – Ижевск, 2008. – С. [21].
  41. Назаров Д. Е. "Сюлэмгур" (Гармония). Дерево / Назаров Д. Е., Сунгуров Д. Н. // Парковая скульптура Удмуртии. – Ижевск, 2008. – С. [9].
  42. Никонов В. В. "Даур тӧл" (Сквозь ветра веков). Дерево // Парковая скульптура Удмуртии. – Ижевск, 2008. – С. [9].
  43. Никонов В. В. "Донды-батыр". Дерево // Парковая скульптура Удмуртии. – Ижевск, 2008. – С. [12].
  44. Никонов В. В. "Живительный источник Куазя". Дерево // Парковая скульптура Удмуртии. – Ижевск, 2008. – С. [6].
  45. Никонов В. В. "Крезьчи". Дерево / Никонов В. В., Волков П. В. // Парковая скульптура Удмуртии. – Ижевск, 2008. – С. [21].
  46. Никонов В. В. "Эштэрек". Дерево // Парковая скульптура Удмуртии. – Ижевск, 2008. – С. [3].
  47. Пантюхин В. В. "Ин кузьым" (Дар небес). Дерево // Парковая скульптура Удмуртии. – Ижевск, 2008. – С. [9].
  48. Панфёров Д. А. "Нюлэсмурт" (Хозяин леса). Дерево // Парковая скульптура Удмуртии. – Ижевск, 2008. – С. [12].
  49. Перевощиков С. Е. "Вӧсь юбо" (Поклонный столп). Дерево // Парковая скульптура Удмуртии. – Ижевск, 2008. – С. [2].
  50. Печников И. А. Ватка но Калмез. Дерево / И. А. Печников, А. В. Орехов // Кенеш. – 2012. – № 5/6. – С. 9.
  51. Рыбаков В. М. "Анайлык" (Материнство). Дерево // Парковая скульптура Удмуртии. – Ижевск, 2008. – С. [8].
    Текст под снимком: "Финно-угорская женщина считается прародительницей мира, праматерью своего народа и племени. Она свободна и независима, созидательна и самоотверженна. В удмуртском фольклоре удмуртскую женщину-мать воспевают и сравнивают с уткой, лебёдушкой или скромным луговым цветком. Здесь отражено наиболее светлое, радостное, торжествующее чувство женщины, осчастливленной высшим божественным даром - давать новую жизнь".
  52. Рыбаков В. М. "Италмас". Дерево // Парковая скульптура Удмуртии. – Ижевск, 2008. – С. [2].
    Текст под снимком: "Молодая девушка из бедной семьи полюбила бедного парня, но её хотел взять в жёны богатый злой колдун, известный своей мстительностью. Когда парень нёс девушке жёлтые цветы, колдун поразил его молнией. А когда красавица отказалась выходить за него замуж - превратил её в цветок. В народе этот цветок назвали Италмас...".
  53. Рыбаков В. М. "Лӧпшо Педунь". Дерево // Парковая скульптура Удмуртии. – Ижевск, 2008. – С. [12].
  54. Рыбаков В. М. "Удмуртия - Россия. Единение". Дерево // Парковая скульптура Удмуртии. – Ижевск, 2008. – С. [20].
    Текст под снимком: "Вхождение в состав многонационального централизованного государства явилось для удмуртского народа исторической необходимостью. Удмурты получили возможность приобщиться к богатым достижениям русского народа, который находился на более высокой ступени экономического развития, имел более совершенную социальную организацию. Единение двух народов символично представлено в виде двух девушек - русской и удмуртки. Изображённые девушки стоят на основе - земле, из-под которой протекает подземный источник - символ родникового края Удмуртии. Они держат на руках двух утиц, образующих крезь. А утица, согласно древним воззрениям, - создательница земли. Следы легенды встречаются в финно-угорской и славянской мифопоэтике".
  55. Рыбаков В. М. "Шудзя батыр". Дерево // Парковая скульптура Удмуртии. – Ижевск, 2008. – С. [17].
    Текст под снимком: "Композиция посвящена переселенцам южных районов, которые осваивали север... Селились в Дебёсском, Шарканском районах. Батыры - олицетворение мужества, силы... В скульптурной композиции на плече батыра сидит вещая птица - ворон - олицетворение космоса. Птице-ворону поклонялись древние удмурты. Ворон предвещал судьбу. Композиция отличается монументальностью. Выполненная из трёх стволов сосен, она технологически сложна".
  56. Рыбаков В. М. "Эгра". Дерево // Парковая скульптура Удмуртии. – Ижевск, 2008. – С. [5].
    Текст под снимком: "Неслучайно бытующие легенды о возникновении поселения под загадочным названием "Игра" связаны с родником, расположенным в центре посёлка. Среди поселенцев был крепкий мужик Бигра, которого уважали соплеменники. У него был белый бык, ходивший на водопой к отдалённому роднику. По другой версии, бык потерялся и после долгих поисков его обнаружили возле лесного родника. Место понравилось, и сюда переселился весь народ, а селение получило название "Бигра". Русским было удобнее называть поселение Игрой. Выбранная тема является результатом поиска символического выражения образа поселения".
  57. Сабреков Ф. Ю. "Дурбасьтӥсь" (Защитник). Дерево // Парковая скульптура Удмуртии. – Ижевск, 2008. – С. [9].
  58. Сидоров В. В. "Дарт" (Вдохновение). Дерево // Парковая скульптура Удмуртии. – Ижевск, 2008. – С. [3].
  59. Сидоров В. В. "Рыба-бык". Дерево // Парковая скульптура Удмуртии. – Ижевск, 2008. – С. [5].
  60. Сидоров Г. Е. "Вхождение". Дерево // Парковая скульптура Удмуртии. – Ижевск, 2008. – С. [20].
  61. Сидоров Г. Е. "Донды". Дерево // Парковая скульптура Удмуртии. – Ижевск, 2008. – С. [12].
  62. Сидоров Г. Е. "Дунне" (Мироздание). Дерево // Парковая скульптура Удмуртии. – Ижевск, 2008. – С. [11].
  63. Сидоров Г. Е. "Дунне" (Мир). Дерево // Парковая скульптура Удмуртии. – Ижевск, 2008. – С. [5].
  64. Сидоров Г. Е. "Инву гур" (Мелодия небесной росы). Дерево // Парковая скульптура Удмуртии. – Ижевск, 2008. – С. [2].
    Текст под снимком: "Жила когда-то в дремучем лесу старая мудрая Ель. Звали её "Мудор-Кыз" - Мать Леса. Говорят, с неё начинался Лес, а может быть, и сама Земля. Ель подпирала Небо, чтобы оно не упало на Землю. Солнце отдыхало на её ветвях. Из-под её корней нарождался робкий родник, чтобы потом превратиться в могучую Белую Каму. Издалека приходили люди, чтобы поклониться Мудор-Кыз. Но однажды мачеха Солнца, Злая Молния, страшным огнём опалила Мудор-Кыз. Ель умерла. Но пришёл человек и оживил её: он сделал из неё Гусли-Крезь - и вложил в них свою человеческую душу. Так у людей появились Быдӟым Крезь - Великие Гусли. Когда они звучали, Солнце приближалось к Земле, чтобы их послушать. Когда они пели Инву утчан гур - Мелодию небесной росы, Небо плакало дождём...".
  65. Сидоров Г. Е. Рождение Камы. Дерево. 2006 // Лес Удмуртии. – 2009. – № 12. – С. 15.
  66. Сидоров Г. Е. "Тангыра". Дерево / Сидоров Г. Е., Жуйков А. В., Шахтарин М. Н. // Парковая скульптура Удмуртии. – Ижевск, 2008. – С. [18].
  67. Сидоров Г. Е. Тукля воршудысь туала но быръем гуртъёслы сӥзем скульптура / туспуктэмез Е. Эжбаевлэн // Кенеш. – 2012. – № 3. – С. 72.
  68. Степанов А. П. "Адями Кирос". Дерево / А. П. Степанов, В. А. Степанова // Парковая скульптура Удмуртии. – Ижевск, 2008. – С. [18].
  69. Степанов А. П. "Кубыз". Дерево // Парковая скульптура Удмуртии. – Ижевск, 2008. – С. [15].
  70. Сухарев О. В. "Единство". Дерево / Сухарев О. В., Медведева Т. С. // Парковая скульптура Удмуртии. – Ижевск, 2008. – С. [21].
  71. Тарасов Н. М. "Дунне" (Мироздание). Дерево // Парковая скульптура Удмуртии. – Ижевск, 2008. – С. [2].
    Текст под снимком: "Скульптура отражает единство и неразрывность Мироздания, сохранение которого возможно только при всеобщей гармонии Неба и Земли. В основу образа положена трёхчастная модель мира по мотивам средневековой финно-пермской бронзы".
  72. Тарасов Н. М. "Молодые". Дерево / Тарасов Н. М., Абрамов И. Г., Мишин В. А. // Парковая скульптура Удмуртии. – Ижевск, 2008. – С. [21].
  73. Тарасов Н. М. "Музъем вордскон" (Рождение земли). Дерево // Парковая скульптура Удмуртии. – Ижевск, 2008. – С. [6].
  74. Тарасов Н. М. Удмурт нылкышнолы. Дерево // Ашальчи. – 2008. – № 1. – С. 15.
  75. Трефилов В. А. "Палэсмурт но пӧйшурась". Дерево // Парковая скульптура Удмуртии. – Ижевск, 2008. – С. [15].
  76. Швецов С. Н. "Вало шур" (Река Вала). Дерево // Парковая скульптура Удмуртии. – Ижевск, 2008. – С. [11].
    Текст под снимком: "Скульптура выполнена по мифологическим преданиям. Ночью, при розовом тумане, водные кони выходят пастись на луга. А когда солнце поднимается над вершинами, они снова возвращаются в родную стихию. Их задабривали монетами, чтобы они приносили счастье жителям, которые располагались по берегам рек".
  77. Швецов С. Н. "Вместе". Дерево // Парковая скульптура Удмуртии. – Ижевск, 2008. – С. [20].
    Текст под снимком: "Идея композиции состоит в том, что на протяжении 450 лет русский и удмуртский народы проживают вместе, неразлучно, в единой семье. Вместе в горести и в радости, делят хлеб и соль пополам. Каравай - олицетворение солнца, дружбы, всего хорошего, доброго, светлого, чистого. Девушки в национальных костюмах - воплощение русского и удмуртского народов. Перед ними стая уток, символ крепкой семьи. Их оригинальное динамическое предназначение (пружинные качели) оживляют общую идею".
  78. Швецов С. Н. "Вуош". Дерево // Парковая скульптура Удмуртии. – Ижевск, 2008. – С. [6].
  79. Швецов С. Н. "Идна". Дерево // Парковая скульптура Удмуртии. – Ижевск, 2008. – С. [17].
    Текст под снимком: "Жил да был батыр Донды. Было у него четверо сыновей: Идна, Гурья, Весья, Зуй. После его смерти главным князем удмуртов стал Идна батыр... Возможно, появление мифа относится ко времени, когда на Чепецкой земле объединились племя Ватка и часть племени Калмез".
  80. Швецов С. Н. Качели "Мировое древо". Дерево // Парковая скульптура Удмуртии. – Ижевск, 2008. – С. [14].
    Текст под снимком: "Древо жизни - "Мудор кыз" - было для нашего предка не только божеством, управляющим солнцем и дождём, но и ведающим вопросами обновления и бессмертия. Корни - это и знак подземного мира, и образ предков, корнями дерево держало землю. Стволу дерева соответствует земной, средний мир - мир живых. Крона дерева ассоциировалась с верхним миром - божественным, сакральным: своими ветвями дерево держит само Небо и не даёт упасть ему на Землю. Скульптурный образ ели, интересный пластически, органично соединён с идеей качелей, как символом равновесия жизни".
  81. Яковлев В. Е. "Любовь батыра". Дерево // Парковая скульптура Удмуртии. – Ижевск, 2008. – С. [5].
    Текст под снимком: "Скульптура посвящена батыру Эш-Тэреку, потомку батыра Калмеза... В период его правления на удмуртов напали татары. Эш-Тэрек вооружился, из молодого клёна согнул лук, выточил стрелы. Но не было у него достойного коня. Чтобы заиметь его, Эш-Тэрек вступил в сделку с Вукузё (Водяным). Вукузё подарил ему коня, взамен потребовал красавицу-татарку. Бытыр в бою одержал победу, добыл невольницу, но отдавать её Вукузё не спешил, так как сам в неё влюбился и оставил себе в жёны... Вукузё разозлился, взметнулась Кама могучей волной, подхватила Эш-Тэрека с прекрасной пленницей, с дивным конём и унесла на дно глубокое".
  82. Яковлев В. Е. "Мардан батыр". Дерево / В. Е. Яковлев, Е. М. Чирков // Парковая скульптура Удмуртии. – Ижевск, 2008. – С. [18].
  83. Яковлев В. Е. "Чупчи шур" (Река Чепца). Дерево // Парковая скульптура Удмуртии. – Ижевск, 2008. – С. [9].
  84. Яковлев В. Е. "Шунды Мумы" (Мать Солнца). Дерево // Парковая скульптура Удмуртии. – Ижевск, 2008. – С. [3].
  85. Яровиков А. Ю. "Лӧпшо Педунь". Дерево // Парковая скульптура Удмуртии. – Ижевск, 2008. – С. [15].
 
     


























Национальная библиотека Удмуртской Республики    2012 ©