ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГАЛЕРЕЯ

Живопись

Бытовая живопись

  1. Абрамов А. Н. Жуммемъёс. Холст, масло // Инвожо. – 1991. – № 9. – С. [4] вкладного листа.
  2. Бакаев В. Б. Ин-гозы. 1999 // Инвожо. – 2001. – № 11. – С. 48.
  3. Баталов В. Д. Время сенокоса. Картон, масло // Республиканская выставка самодеятельного творчества художников и мастеров-умельцев Удмуртии. – Ижевск, 1980. – С. 20.
  4. Баталов В. Д. "Кемалась, кемалась...". Древесно-волокнистая плита, масло // По старому Сибирскому тракту. – Ижевск, 2003. – Фронтиспис.
  5. Белых В. Л. Сон. Холст, масло. 1997 // Валентин Белых. – Ижевск, 2011. – С. 55. – Произведение также описано в печати на удмурт. яз.: "Уйвот". Источник сведений: Вордскем кыл. 2000. N 4. Прил.: с. 7. (Вордскем кыл. Суредъёсын сузьет); "Вӧт". Источник сведений: Кенеш. 2007. N 9. С. 65.
  6. Беркутов А. П. Удмурт и удмуртка с гуслями в своей избе на досуге. Холст, масло. 1892 // Удмуртия в изобразительном искусстве. – Ижевск, 2001. – С. 15.
    "А. П. Беркутов, первым на территории Удмуртии, разрабатывает этнографическую тему в большой картине "Удмурт и удмуртка в своей избе на досуге". Усвоенные в Академии [художеств] композиционные приёмы, базирующиеся на принципах равновесия масс и ясности планов, тщательная техника письма, представительная статичность идеализированной натуры являются демонстрацией неоклассической манеры. Но они же - свидетельство уважения автора к теме и персонажам... Интерес семьи Беркутовых к культуре коренного населения края был устойчивым. Этюд к картине, судя по надписи на обратной стороне холста, написанный с натуры в селе Шаркан, был передан в Сарапульский земский музей А. Г. Кирьевым в 1909 году, в самый момент его организации... В 1912 году семья художника передала в музей предметы быта удмуртов. Среди них... "костюм девушки-удмуртки из села Шаркана Сарапульского уезда"" (Ковычева Е. И. Творческая биография сарапульских художников Порфирия и Африкана Беркутовых // Искусствоведение и художественное образование в Удмуртии. Ижевск, 2004. С. 39). "В истории искусства Удмуртии это полотно стало первым примером обращения профессионального художника к национальной теме" (Шумилов Е. Ф. Искусство Шарканского края // Шаркан музъем вылын = На земле Шарканской. Ижевск, 1983. С. 6).
  7. Виноградов С. Н. Аран дыр // Инвожо. – 2007. – № 5/6. – С. 35.
  8. Виноградов С. Н. Бабушкин платок // Семён Виноградов. – Ижевск, 1984. – С. 24. – Произведение также описано в печати на удмурт. яз.: "Песяйлэн кузьымез". Источник сведений: Кенеш. 2012. N 1. С. 3 обложки.
  9. Виноградов С. Н. Вукоын // Кенеш. – 2012. – № 1. – С. 60.
  10. Виноградов С. Н. Гершыд // Инвожо. – 2007. – № 5/6. – С. 34.
  11. Виноградов С. Н. Гуждор вӧсь. Холст, масло. 1972 // Инвожо. – 1991. – № 12. – С. 3 обложки.
  12. Виноградов С. Н. Гурт сюлмаськонъёс. Холст, масло. 1980 // Инвожо. – 1991. – № 12. – С. [4] вкладного листа.
  13. Виноградов С. Н. Ӝуткаса куиськон. Холст, масло. 1989 // Инвожо. – 1991. – № 12. – С. [6] вкладного листа.
  14. Виноградов С. Н. Молотьба. Холст, масло. 1989 // Семён Виноградов. – Ижевск, 2000. – С. 72-73.
  15. Виноградов С. Н. Одевание невесты. Холст, масло. 1970 // Семён Виноградов. – Ижевск, 2000. – С. 43.
  16. Виноградов С. Н. Осень колхозника. Холст, масло. 1986 // Семён Виноградов. – Ижевск, 2000. – С. 71. – Произведение также описано в печати на удмурт. яз.: "Гурт сюлмаськонъёс". Источник сведений: Инвожо. 1991. N 12. С. [8] вкладного листа.
  17. Виноградов С. Н. Отчий дом. Холст, масло. 1970 // Семён Виноградов. – Ижевск, 2000. – С. 42. – Варианты назв.: "Удмуртская изба". Источник сведений: Изобразительное искусство автономных республик РСФСР. Ленинград, 1973. С. 340; "Удмуртская изба (Отчий дом)". Источник сведений: Вордскем кыл = Родное слово. 2010. N 7. С. 7 ; Произведение также описано в печати на удмурт. яз.: "Удмурт корка пуш (Атыкай юрт)". Источник сведений: Вордскем кыл = Родное слово. 2007. N 10. С. 7 ; Произведение также описано в печати на англ. яз.: "Udmurt Peasant House". Источник сведений: Изобразительное искусство автономных республик РСФСР. Ленинград, 1973. С. 448.
    "Много позже свои тёплые воспоминания о родном гнезде, откуда вышел он в самостоятельную жизнь, воплотил живописец в картине "Отчий дом"... Эта картина экспонировалась на многих выставках, в то числе и столичных, став своеобразной визитной карточкой искусства Удмуртии. Она как бы приглашала войти в гостеприимный удмуртский дом, где встретишь радушие со стороны хозяев. Не будет преувеличением, если скажем, что произведение художника побуждает добрые взаимоотношения людей" (Гартиг В. О. О жизни и творчестве // Семён Виноградов. Ижевск, 2000. С. 11).
  18. Виноградов С. Н. Ошмес дуре // Кенеш. – 2012. – № 1. – С. 58.
  19. Виноградов С. Н. Пельнянь (Пельмени). Холст, масло. 1979 // Семён Виноградов. – Ижевск, 2000. – С. 58-59.
    "Сосредоточенность, несуетность движений видим мы у многих персонажей произведений Виноградова: стряпают ли они пельмени, одеваются ли к празднику, работают ли на ферме. В этой основательности - характерная черта национального психологического склада" (Гартиг В. О. Влюблённый в свой край // Удмуртская правда. 2001. 13 февр. С. 4).
  20. Виноградов С. Н. Поглян лэсьтӥсь // Инвожо. – 2007. – № 5/6. – С. 35.
  21. Виноградов С. Н. Поклон солнцу. Холст, масло. 1991 // Семён Виноградов. – Ижевск, 2000. – С. 76-77. – Произведение также описано в печати на удмурт. яз.: "Шундылы йыбырттон, яке Удмурт гидкуазь". Источник сведений: Вордскем кыл. 1997. N 1. Прил.: с. 4. ("Вордскем кыллэн" суредъёсын сузьетэз); "Шундылы йыбырттон". Источник сведений: Вордскем кыл. 2000. N 4. С. 85; "Азбаран йыбырттон". Источник сведений: Кенеш. 2007. N 10. С. [6] вкладного листа.
  22. Виноградов С. Н. Праздник весны. Холст, масло. 1987 // Удмуртия в изобразительном искусстве. – Ижевск, 2001. – С. 38. – Произведение также описано в печати на удмурт. яз.: "Гуждор вӧсь". Источник сведений: Инвожо. 1991. N 12. С. 3 обложки.
  23. Виноградов С. Н. Праздничное утро. Холст, масло. 1983 // Семён Виноградов. – Ижевск, 2000. – С. 66-67. – Произведение также описано в печати на удмурт. яз.: "Куно возьман". Источник сведений: Инвожо. 1991. N 12. С. [1] вкладного листа.
  24. Виноградов С. Н. Синучкон азьын. Холст, масло. 1969 // Инвожо. – 1991. – № 12. – С. 4 обложки.
  25. Виноградов С. Н. Табани. Холст, масло. 1978 // Семён Виноградов. – Ижевск, 2000. – С. 54-55. – Произведение также описано в печати на удмурт. яз.: "Табань". Источник сведений: Инвожо. 1991. N 12. С. [3] вкладного листа.
  26. Виноградов С. Н. Табань. Эскиз. Холст, масло // Инвожо. – 1991. – № 12. – С. [3] вкладного листа.
  27. Виноградов С. Н. Телевизор азьын // Кенеш. – 2012. – № 1. – С. 57. – Вариант назв.: "Возьман". Источник сведений: Инвожо. 2007. N 5/6. С. 33.
  28. Виноградов С. Н. Тулыс праздник // Вордскем кыл. – 2000. – № 4. – С. 84.
  29. Виноградов С. Н. Турнась // Инвожо. – 2007. – № 5/6. – С. 34.
  30. Виноградов С. Н. Удмурт коркан праздник нунал // Кенеш. – 2012. – № 1. – С. 54.
  31. Виноградов С. Н. Удмуртская свадьба. Холст, масло. 1983 // Семён Виноградов. – Ижевск, 2000. – С. 64. – Произведение также описано в печати на удмурт. яз.: "Удмурт сюан". Источник сведений: Вордскем кыл. 1992. N 5. С. [1-2] вкладного листа.
  32. Виноградов С. Н. Ӵукна гуртын // Кенеш. – 2012. – № 1. – С. 31.
  33. Виноградов С. Н. Ю пыртон // Кенеш. – 2012. – № 1. – С. 25.
  34. Вострокнутова Н. В. Куклы в удмуртских национальных костюмах. Холст, масло // Италмас. – 2010. – № 1. – С. 2 обложки.
  35. Гарипов М. Г. Веник керттон = Вязание веников. Оргалит, темпера. 1987 // Менсадык Гарипов / В. О. Гартиг. – Ижевск, 2006. – С. 54.
  36. Гарипов М. Г. Веник тӥян = Сбор веников. Оргалит, темпера. 1987 // Менсадык Гарипов / В. О. Гартиг. – Ижевск, 2006. – С. 53.
  37. Гарипов М. Г. Удалтӥз. Холст, масло. 1992 // Инвожо. – 1994. – № 2. – С. 29.
  38. Григорьев В. И. Спектакль бере // Молот. – 1967. – № 8. – С. [1] вкладного листа.
  39. Ёлкин П. В. Напутствие // Пётр Ёлкин = Peter Elkin. – Ижевск, 2011. – С. 53. – Произведение также описано в печати на удмурт. яз.: "Кузь сюрес азьын". Источник сведений: Молот. 1980. N 1. С. [1] вкладного листа; "Люкиськон азьын". Источник сведений: Удмурт литература : учебник-хрестоматия 8-тӥ класслы. Ижевск, 1995. С. 264; "Сюрес вылэ сӥзён". Источник сведений: Вордскем кыл. 2002. N 10. С. 64; "Ӟеч сюрес сӥзён". Источник сведений: Поляк А. И. Пётр Ёлкин. Ижевск, 2004. С. 78; "Кузь сюрес вылын". Источник сведений: Вордскем кыл = Родное слово. 2007. N 10. С. 28-29.
    "Он продолжает ту же стержневую тему: пишет о людях современной удмуртской деревни. Пишет их с открытыми лицами, доверчивых и спокойных, застенчивых и скромных, с огромной внутренней силой и мудростью. В них всегда светится радость бытия и большая жизненная сила" (Куликов К. И. Напутствие // Судьба республики - судьба народа. Ижевск, 1980. С. 286).
  40. Ёлкин П. В. Улон (Жизнь) // Пётр Ёлкин = Peter Elkin. – Ижевск, 2011. – С. 117.
  41. Ёлкин П. В. Эскиз картины "Вечером" // Пётр Ёлкин = Peter Elkin. – Ижевск, 2011. – С. 39. – Произведение также описано в печати на удмурт. яз.: "Ӝытазе". Источник сведений: Удмурт литература : учебник-хрестоматия 8-тӥ класслы. Ижевск, 2006. С. 283; "Ӝыт". Источник сведений: Вордскем кыл = Родное слово. 2007. N 10. С. 24.
  42. Косолапов Н. А. Удмуртская свадьба // Удмуртия в изобразительном искусстве. – Ижевск, 2001. – С. 62. – Вариант назв.: Колхозная свадьба". Источник сведений: Матвеева Т. А. Художник Н. А. Косолапов. Ижевск, 1982. С. [6] вкладного листа ; Произведение также описано в печати на удмурт. яз.: "Удмурт сюан". Источник сведений: Молот. 1968. N 1. С. 46.
  43. Косолапов Н. А. Этюд к картине "Колхозная свадьба". 1958 // Художник Н. А. Косолапов / Т. А. Матвеева. – Ижевск, 1982. – С. [6] вкладного листа.
  44. Михайлов В. И. Вербный день. Холст, масло. 1993 // Вячеслав Михайлов. – Ижевск, 2009. – С. 21. – Произведение также описано в печати на удмурт. яз.: "Пучы нунал". Источник сведений: Вордскем кыл. 1999. N 7/8. Прил.: с. 5. ("Вордскем кыллэн" суредъёсын сузьетэз).
  45. Михайлов В. И. Корка сэрег. Холст, масло. 1979 // Инвожо. – 1991. – № 4. – С. [6] вкладного листа.
  46. Михайлов В. И. Мытьё пряжи. Холст, масло. 1998 // Вячеслав Михайлов. – Ижевск, 2009. – С. 31.
    "Наверное, совсем по-другому бы смотрелась работа "Мытьё пряжи", если бы объём ей не придавали алые блики заходящего солнца. Гармония природных явлений, порождающих красоту в обычности, и труд крестьян. Опытный взгляд художника в сочетании с детским мироощущением всегда даёт необыкновенный эффект. Именно поэтому сегодня говорят об особом, михайловском стиле, цветовой гармонии и национальном колорите" (Чичирко О. В. Душа художника просит ярких красок // Увинская газета. 2007. 18 дек. С. 3).
  47. Михайлов В. И. Невеста. Холст, масло. 1993 // Вячеслав Михайлов. – Ижевск, 2009. – С. 55.
  48. Михайлов В. И. Перед свадьбой. Холст, масло. 1993 // Вячеслав Михайлов. – Ижевск, 2009. – С. 53.
  49. Михайлов В. И. Праздник плуга (борозды). Холст, масло. 1998 // Вячеслав Михайлов. – Ижевск, 2009. – С. 1 обложки.
    "Работая в жанре тематической картины, В. И. Михайлов обращается к традиционным удмуртским обрядам и праздникам. Так, в работе "Праздник плуга (борозды)" (1998) показано общинное моление перед началом весенней пахоты" (Семёнов Д. Ю. Этнические аспекты в современной живописи Удмуртии (общий обзор проблемы) // Наука Удмуртии. 2006. N 5. С. 30).
  50. Михайлов В. И. Проводы. Холст, масло. 1984 // Вячеслав Михайлов. – Ижевск, 2009. – С. 23. – Произведение также описано в печати на удмурт. яз.: "Келяськон". Источник сведений: Вордскем кыл. 1999. N 7/8. Прил.: с. 3. ("Вордскем кыллэн" суредъёсын сузьетэз).
  51. Михайлов В. И. Родник матери. Холст, масло. 1987 // Вячеслав Михайлов. – Ижевск, 2009. – С. 32-33. – Произведение также описано в печати на удмурт. яз.: "Нэнэлэн ошмесэз". Источник сведений: Инвожо. 1993. N 3. С. 1.
  52. Морозов В. Н. Калык сямъёсты чакласа... Бумага, гуашь // Инвожо. – 1997. – № 6. – С. 25.
  53. Осипов Ю. Н. Бергаса эктон // Кизили. – 2002. – № 2. – С. 8.
  54. Попов Н. Я. Праздник в деревне. Холст, масло. 1973 // Искусство Советской Удмуртии. – Киев, 1987. – Ил. 10.
  55. Постников Б. А. Песни над Камой // Институт искусств и дизайна. – Ижевск, 2004. – С. 14.
  56. Семёнов П. С. Кизнерский стадион. Холст, масло. 1963 // П. С. Семёнов. – Ленинград, 1978. – 1 отдельный лист. – Произведение также описано в печати на удмурт. яз.: "Стадионын". Источник сведений: Молот. 1964. N 2. С. [1] вкладного листа; "Гуртысь стадион". Источник сведений: Молот. 1974. N 11. С. 20; "Кизнерысь стадион". Источник сведений: Молот. 1979. N 4. С. 47.
  57. Семёнов П. С. Кизнерын юмшан // Инвожо. – 1995. – № 5. – С. 2 обложки.
  58. Семёнов П. С. Концерт. Холст, масло. 1967 // П. С. Семёнов. – Ленинград, 1978. – 1 отдельный лист.
    "В этой, как и в других картинах П. Семёнова, очень ясно ощущается национальный характер. Достигается это через зоркое художническое постижение души своего народа" (Шумилов Е. Ф. Галерея "КУ" // Комсомолец Удмуртии. 1974. 29 окт. С. 4).
  59. Семёнов П. С. Край родниковый. Холст, масло. 1981 // Творчество П. С. Семёнова / А. И. Поляк. – Ижевск, 1984. – С. 55.
  60. Семёнов П. С. На праздник. Холст, масло. 1964 // П. С. Семёнов. – Ленинград, 1978. – 1 отдельный лист. – Вариант назв.: "Колхозный праздник". Источник сведений: Изобразительное искусство автономных республик РСФСР. Ленинград, 1973. С. 440 ; Произведение также описано в печати на удмурт. яз.: "Колхозын праздник". Источник сведений: Молот. 1974. N 11. С. 20; "Празднике". Источник сведений: Молот. 1979. N 4. С. 47 ; Произведение также описано в печати на англ. яз.: "Festival". Источник сведений: Изобразительное искусство автономных республик РСФСР. Ленинград, 1973. С. 448.
    "Сюжет картины навеян воспоминаниями студенческих лет. Семёнов увидел однажды на Украине, как в выходной день колхозники, празднично одетые, съезжались на машинах к широко известному Софиевскому парку, что недалеко от города Умани. Это напомнило ему не раз виденные на родине красочные удмуртские праздники, захотелось передать царившее на этих праздниках настроение приподнятости, радости. Тема вынашивалась несколько лет. Не раз художник выезжал в Малопургинский район, где, как нигде в Удмуртии, сохранились национальные традиции в одежде, быту, обычаях. Он выполняет эскиз с натуры во время праздника окончания весеннего сева - "гырон быдтон" - в Кизнере. В сёлах Удмуртии пишет этюды с колхозников..." (Поляк А. И. Творчество П. С. Семёнова. Ижевск, 1984. С. 13).
  61. Семёнов П. С. Праздник урожая. Холст, масло. 1974 // П. С. Семёнов. – Ленинград, 1978. – 1 отдельный лист. – Произведение также описано в печати на удмурт. яз.: "Урожайлы сӥзем праздник". Источник сведений: Молот. 1979. N 4. С. 47.
  62. Семёнов П. С. Свадьба Марии // Институт искусств и дизайна. – Ижевск, 2004. – С. 11.
  63. Семёнов П. С. Соревнование пахарей. Победители. Холст, масло. 1974 // П. С. Семёнов. – Ленинград, 1978. – 1 отдельный лист. – Произведение также описано в печати на удмурт. яз.: "Гырисьёслэн ӵошатсконзы. Вормисьёс". Источник сведений: Молот. 1979. N 4. С. 47.
  64. Семёнов П. С. Старые раны (в баню) // Институт искусств и дизайна. – Ижевск, 2004. – С. 10.
  65. Холмогоров А. П. В День Победы. Деревенские ветераны. Холст, масло. 1984 // Алексей Павлович Холмогоров / Е. Ф. Шумилов. – Ленинград, 1988. – С. 118-119.
  66. Чайников Г. Л. Беромем тулыс. Холст, масло. 1990 // Инвожо. – 1999. – № 5/6. – С. 43.
  67. Чайников Г. Л. Ӟечбур, песянай! // Кизили. – 2009. – № 5/6. – С. 9.
  68. Чайников Г. Л. Песянайлэн ужез // Кизили. – 2009. – № 5/6. – С. 9.
 
     


























Национальная библиотека Удмуртской Республики    2012 ©